Мяньцзы "Мяньцзы" (面子, miàn zi) или концепция «лица» — довольно сложное понятие, не всегда очевидное для западного человека, но крайне важное для китайской бизнес культуры. Если сильно упростить и выразить эту концепцию своими словами, можно сказать, что "мяньцзы" – это своего рода реноме, репутация, социальный статус человека в сочетании с его имиджем в глазах общества и окружающих.
«Мяньцзы» - это ваш авторитет в глазах окружающих, является фундаментальной частью деловых отношений в Китае. Концепция «мяньцзы» имеет большее значение в Китае, чем на Западе, по причине иерархической природы китайского общества. Наличие «мяньцзы» означает уважение со стороны окружающих людей и чувство собственного достоинства.
Как и на Западе, вы можете "потерять лицо" (丢脸,dìu lián) в Китае. Наиболее распространённым способом потерять лицо является ситуация где вы будете подвержены критике на людях. Это можно расценивать формой унижения. Если вы подверглись критике, то это значит, что вы «потеряли лицо». Это не только разрушит ваши любые деловые отношения с этим человеком, но и также разрушит вашу дружбу.
В общем, принципы общения в Китае на много более тонкие, чем на Западе. Например, будет большой грубостью сказать человеку «нет» на прямую, так как это может повлечь «потерю им лица». Альтернативой будет, например, такой ответ: «возможно, мы сможем вернуться к этому вопросу позже».
Аналогичным будет ситуация, когда китаец не скажет вам «нет» на прямую, а ответит следующим образом: «я понимаю, что вы хотите сказать, но…», где «но» по факту будет означать полное несогласие с Вами.
Богатство, ум, внешняя привлекательность, какие-либо профессиональные навыки, должность и хорошие "гуаньси" – вот основные составляющие того или иного «лица». "Мяньцзы", как и деньги, можно заработать, потерять, дать или отнять. Когда в ходе переговоров проявляются гнев или агрессия, это приводит – по мнению китайцев – к обоюдной "потере лица".
Через выражение публичного уважения к партнерам или похвалу третьей стороны "лицо" можно вернуть.
При общении с китайцами, всегда есть возможность для выхода из самых сложных ситуаций, при условии, что обе стороны не "потеряли лицо". Как только вы позволили вашему партнеру "потерять лицо" – прощайтесь с этим бизнесом. Этого вам не простят.
«Мяньцзы» распространяется как на отдельного человека, так и на корпорации и учреждения. Чем лучше репутация "мяньцзы" той или иной компании в глазах китайцев, тем большей популярностью она будет пользоваться на рынке. Организации выделяют много средств на поддержание и сохранение своего имиджа.
В этой связи нашумевшим является скандал, в следствии которого
итальянский модный дом Versace вынужден был принести официальные извинения, в связи с тем что выпустил футболку, на которой Макао и Гонконг были указаны не как территория Китая, а как независимые государства. Такая ситуация вызвала "потерю лица" Китаем, что вызвало недовольство пользователей китайского интернета, которые усомнились в искренности извинений Versace. «Не пытайтесь использовать "ошибку" в качестве предлога для оспаривания суверенитета Китая», — написал один из пользователей.